Характеристика тревожности у детей дошкольного возраста и методы ее диагностики

Повышенный уровень тревожности у маленьких детей может возникнуть вследствие: Наследственных особенностей нервной системы и характера. Родовых травм, инфекций и других заболеваний, перенесённых в раннем возрасте. Болезней, перенесённых матерью во время беременности. Поражений нервной системы плода и ребёнка до, во время и после родов. Внешних обстоятельств гиперопеки, отторжения родителей и пр. Среди причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста можно выделить: По утверждению психологов и психотерапевтов, маленькие дети чаще всего боятся какого-нибудь пугающего персонажа из мультфильма.

Жанет Тейлор. Диагностика тревоги и депрессии. Методика измерения уровня тревожности - файл 1.

Был использован тест Теммла и М. Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент реактивная тревожность как состояние и личностной тревожности как устойчивая характеристика человека [15,] Также проводилась методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса. беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях»

Характеристика тревожности у детей дошкольного возраста и методы ее диагностики Диагностика тревожности у детей Как свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные в последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространённым явлениям И. Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. Прихожан определяет тревожность как"переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности" [15].

Прихожан,"закрепление и усиление тревожности происходит по механизму"психологического круга", ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который порождая, в свою очередь, негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности" [16]. Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: Исследуя возрастную динамику тревожности, Лаврентьева Т.

Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них [17] Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Психологи отмечают следующие черты, которые могут характеризовать тревожного ребенка: В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта.

Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово"тревога" означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски.

Общая тревожность в школе. Переживание социального стресса. Фрустрация потребности в достижение успеха. Страх самовыражения. Страх.

Методики для диагностики тревоги и тревожности Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса Данных о адаптации данного теста в России не найдено. Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. Общее число несовпадений по всему тексту. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов факторов и их количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома фактора. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Диагностика и преодоление тревожности у дошкольников

Диагностика уровня тревоги Особенность данной группы методик заключается в чувствительности даже к незначительному уровню тревоги и возможности количественно указывать степень ее выраженности. Эта особенность позволяет широко использовать данные методики в дифференциальной диагностике психических нарушений. Тревога эмоциональное состояние, связанное с переживанием страха, причина которого плохо осознается или непонятна человеку.

Шкалы, определяющие уровень тревоги, нашли широкое применение в психиатрической практике как инструмент для наблюдения за динамикой развития и течения болезненных состояний психики, сопровождающихся тревогой. В клинике психических заболеваний всегда стоял вопрос: Шкалы, измеряющие тревогу, как нельзя лучше выполняют эту функцию.

типология и самостоятельная диагностика тревожности;. - компульсивные Наиболее популярные страхи, порождающие тревожность.

Как известно, тревогу и волнения на эмоциональном и мыслительном уровне взрослые передают своим детям. В стране выросло число семей, неблагополучных в экономическом, психологическом, педагогическом аспектах. Сегодня существует тенденция роста неполных семей и семей с одним ребенком. При этом замечено, что наиболее подвержены развитию тревожности единственные дети в семье, которые становятся центром родительских забот и тревог. В семьях, где присутствует эмоциональное напряжение, также создаются условия для развития тревожности у ребенка.

Дети старшего дошкольного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей. Анализ современной литературы, посвященной проблемам детской тревожности, и опыт консультирования позволяют представить причины развития тревожности у детей следующим образом: У детей младшего дошкольного возраста тревожность - явление редкое и, как правило, носит невыраженный характер.

Чем старше ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги. Если маленьких детей беспокоят сверхъестественные чудовища, прорывающиеся к ним через порог подсознания, то старших дошкольников уже будет беспокоить ситуация, связанная с насилием, ожиданием, насмешками. Тревога далеко не всегда выступает в явной форме, поскольку является довольно тягостным состоянием.

Это может неузнаваемо изменить всю внешнюю и внутреннюю картину тревоги. Самый простой из психологических механизмов срабатывает практически мгновенно:

Диагностика школьной тревожности

Рефлексия учащимися полученных знаний, умений, навыков. Вся работа строится на актуализации и рефлексии определенного состояния, опыт ребенка. Это может быть достигнуто игровой ситуацией, упражнением или с помощью эмпатии к героям художественной литературы сказки.

Онлайн тест на тревожность, чувство тревоги, страха. Выберите ответ «Да» . Диагностика состояния тревожности сейчас · ПСИХОДИАГНОСТИКА.

Тревожность и страх в классическом психоанализе Большинство исследователей тревожности согласны в том, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая — и в научном, и в клиническом плане — была впервые 51 поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда , , , 1. Прежде всего, необходимо отметить, что взгляды Фрейда в отношении тревожности и страха близки к философской традиции, берущей свое начало от С. Близость взглядов Кьеркегора и Фрейда на понимание сути бытия человека, значение бессознательного неоднократно подчеркивалась историками науки [см.

Для нас наиболее интересно, как эта близость проявляется в понимании тревоги и страха. И Фрейд, и Кьеркегор признавали необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх — реакция на конкретную, знаемую опасность, в то время как тревожность — на опасность, не определяемую и не известную. Считая, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, З. Фрейд очень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократно пересматривая и уточняя свою концепцию главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности.

Быстрая помощь студентам

Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения.

При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

недопустимо усиливать тревожность ребенка страхом наказания, как само наказание, кроме -Диагностика: Методика измерения уровня тревожности.

Со скрипом отворилась дверь в Тронный зал дворца, и появился слуга короля по имени Страх. Ребята, как и в образе кого, появляется Страх? А может, врывается как тигр? Или степенно подступает как пантера? Захватывает внезапно, врасплох, как гигантский паук? Очень важно, чтобы каждый участник игры высказал своё мнение, поделился своим видением. Закройте на минуточку глаза. Попытайтесь рассмотреть поподробнее, как входит слуга по имени Страх в королевский дворец.

Какая музыка звучит при его появлении? Как движется слуга по имени Страх? Покажите, как это происходит.

Тревожность у детей

В начале проведения игры психолог спрашивает у ребенка, играл ли он когда-нибудь в рисунки, и при этом начинает рисовать и одновременно комментировать. Далее психолог обращается к ребенку: Для примера возьмем имя Саша. Психолог обращается к ребенку: Если он этого не делает, психолог сам ее предлагает.

или испортить школьные принадлежности, страх опоздать в школу, ночные страхи В настоящее время для диагностики школьной тревожности.

Снятие тревожности у детей Тревожность представляет собой состояние, проявляющееся в виде тревоги и других схожих чувствах страхе, опасении, беспокойстве , при этом видимых и объективных оснований для данных проявлений может не быть. Тревожность как состояние важно отличать от тревоги. Последняя бывает кратковременной или имеет под собой серьезные основания.

Состояние тревожности, как правило, длительное, зачастую человеку бывает сложно назвать, что является его причиной. Иногда говорят о тревожности, как о черте характера, когда человека, например, постоянно и сильно беспокоят вещи, к которым подавляющее большинство людей относится спокойно. Такое состояние может проявиться в любом возрасте и диагностируется как у взрослых, так и у детей.

Крайние проявления тревожности существенно портят жизнь и требуют психологической коррекции. Тревожность у взрослых Тревожность является негативным ощущением. Она может появиться в различных ситуациях, в том числе и в тех, которые не считаются поводом для беспокойства. У разных категорий взрослых пациентов могут быть сформированы негативные ожидания по поводу различных предстоящих событий, а также близких людей или каких-то других факторов.

Тревожность у мужчин Хотя мужчины считаются менее подверженными тревожности, чем женщины, отдельным представителям мужского пола свойственно состояние повышенной тревожности.

Что такое тревожность, и как от неё избавиться? Тесты на уровень тревожности

Актуальность работы по данным психологических исследований, в последнее десятилетие количество тревожности и страхов у детей увеличилось почти в пять раз, что связано с ситуациями неуспеха, а также с накоплением негативного опыта. Особенно это актуально среди детей воспитывающихся в детских домах, так как лишение детей материнской заботы, являющееся травмирующим фактором, с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, сказывается на их психическом здоровье.

Этот травмирующий комплекс отлучение от семьи порождает страх и сохраняется у ребенка на всю жизнь, так как оказывается подорванным базовое доверие к миру. Брошенные дети, как правило, проявляют настороженность, недоверие к взрослому, тревожны. Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования, необходимого для развития.

ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ . Фрейд различал понятия страха и Он считал, что страх – это реакция на определенную, а.

Методы диагностики тревожности и страхов Работа сделанна в году Методы диагностики тревожности и страхов - раздел Психология, - год - Организация психокоррекционной работы с высоко-тревожными Методы Диагностики Тревожности И страхов. При Изучении Тревожности И страхов Методы диагностики тревожности и страхов. При изучении тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста были использованы методика А.

Захарова Опросник для детей на наличие страхов, методика Неоконченные предложения , Теммл, Дорки Тревожность, методика Филлипса Шкала тревожности. Опросник Захарова для детей на наличие страхов. Инструкция Я буду говорить тебе о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть не приятными для тебя, вызывают страх, беспокойство. У меня здесь 3 карточки разного цвета. Ты внимательно послушай и если эта ситуация в твоей жизни, о которой я тебе говорю, очень не приятна для тебя, ты выберешь красную карточку если эта ситуация немножко неприятна для тебя - зеленую карточку если же этот случай в твоей жизни не страшен тебе - покажешь желтую карточку.

Результаты оценивались Красная карточка - 3 балла.

Проблема: повышенная тревожность